«Применение
БПЛА в коммерческих целях: интегрированная программно-аппаратная экосистема»
Рынок союзного государства Беларусси
и России коммерческих БПЛА растет на 60%+ год. Ожидается, что к 2028 году его
объем превысит 3 млрд белорусских руб.
Основные барьеры
сдерживающие развитие данного рынка — несовершенство регулирования (запреты на
полеты), неразвитость инфраструктуры (дронопорты, связь) и дефицит информации
об успешных кейсах. Все это ограничивает более масштабное внедрение.
Мировой рынок также
демонстрирует двузначный рост (до 67,6 млрд $ к 2029 году), что подтверждает
общемировую значимость технологии.
Выделение 696 млрд руб. В
Российской федерации до 2030 года на создание полноценной отрасли — мощный
стимул. Проект охватывает не только производство дронов, но и ключевые элементы
системы: стимулирование спроса, разработку стандартов, развитие инфраструктуры
и подготовку кадров. Это создает основу для комплексных решений.
Появление
программно-аппаратных экосистем для БПЛА является объективной необходимостью,
вызванной стремительным расширением сфер их применения. Эти экосистемы
превращают отдельные дроны из простых летающих камер или грузоперевозчиков в
сложные, безопасные и эффективные инструменты для решения бизнес-задач.
Необходимость создания
комплексных экосистем вызвана несколькими ключевыми факторами:
1.
Экономическая эффективность. Экосистемы
позволяют значительно снизить затраты. Создание системы объединяющей в себе
решение множества задач для определенной отрасли дает возможность снизить
затраты на выполнение этих задач.
Например:
·
Сельское хозяйство: БПЛА с нейросетями
для мониторинга полей и автопилот для техники — это единая система управления
агробизнесом, повышающая качество данных и эффективность.
·
Энергетика (комментарий эксперта): Автономные «дронепорты» и предзаданные
сценарии позволяют перейти от плановых осмотров ЛЭП к мониторингу, близкому к
реальному времени. Это автоматизированная система профилактики аварий.
·
Логистика: Беспилотные роверы и грузовики — часть сквозной автоматизированной
цепочки доставки, где важна интеграция с системами управления складом и
маршрутизации.
2.
Технологическая сложность. Современный
БПЛА — это синтез навигационных систем, сенсоров, систем связи, искусственного
интеллекта и энергоэффективных решений. Экосистема обеспечивает их слаженную
работу и развитие.
3.
Безопасность и интеграция в воздушное
пространство. Для массового применения, особенно в городах, необходимо
обеспечить безопасное взаимодействие беспилотников с пилотируемой авиацией и
друг с другом. Это требует разработки единых правил, систем предотвращения
столкновений и их интеграции с системами управления воздушным движением.
4.
Государственная стратегия и
импортозамещение. В России развитие экосистем БПЛА является частью
государственной стратегии до 2030 года. Цель — создать замкнутый рыночный
сегмент с отечественными технологиями, материалами и программным обеспечением.
С начала 2023 года БГТУ и группа компаний “Прикладная
робототехника” подписали соглашение о стратегическом партнёрстве и совместной
деятельности по обмену опытом и
технологиями в области разработки и проектирования различных типов беспилотных
систем.
Каждый из перечисленных
факторов нашел отражение в направлении совместной деятельности группы компаний
«Прикладная робототехника» и Белорусского государственного технологического
университета.
Экономическая
эффективность.
«Прикладная
робототехника» успешно разрабатывает, производит и реализует различные
образовательные комплексы ARA_EDU. Это своеобразная экосистема,
состоящая из симулятора полета, конструкторов дронов различного типа, стендов
для обучения пилотированию БПЛА, трассы для проведения полетов. Система
обеспечивает все этапы обучения молодого поколения специалистов: Освоение
пилотирования, Знание состава, особенностей дрона и сбор его, Полеты в ручном и
автоматическом режимах, Обучение программирования аппаратной части БпЛА.
Реализация образовательных задач в комплексе дает высокую экономическую
эффективность как нашей группе компаний, как производителю, и организациям образовательной
сферы, как потребителям предлагаемой системы.
Технологическая
сложность.
При поддержке Белорусского государственного
технологического университета «Прикладная робототехника» стремится разработать
и внедрить в производимые БПЛА собственные полетные контроллеры, регуляторы
моторов, системы технического зрения и группу других электронных компонентов.
Разрабатывает программное обеспечение для настройки и управления аппаратом в
полете. Это позволяет создавать слаженную систему каждого производимого БПЛА:
коптера, самолета, VTOL — беспилотника вертикального взлёта.
Безопасность и
интегрирование в воздушное пространство.
В современных реалиях,
когда данные ГНСС(глобальной навигационной спутниковой системы) в большинстве
случаев не могут считаться достоверными: отсутствие, плохой прием ГНСС, подмена
координат, полет БПЛА в автоматическом режиме становится практически не
возможным. А работа БПЛА в городской застройке (хотя дроны могут выполнять
задачи по доставке грузов, мониторингу объектов) усложняются еще наличием
огромного количества препятствий – дома, столбы, провода. Таких сложных
условиях полеты могут быть реализованы за счет использования технического
зрения. Совместная разработка БГТУ и ООО «Прикладная робототехника Авиа»
системы визуально-инерциальной навигации становиться прорывом в решении
подобных проблем. Данная система позволяет производить полеты в автоматическом
режиме в условиях отсутствия, плохом приеме или подмены данных ГНСС.
Государственная стратегия
и импортозамещение.
Разработка собственных
электронных компонентов БПЛА, внедрение их в систему производимых летательных
аппаратов – главный приоритет совместной работы группы компаний «Прикладная
робототехника» и БГТУ, что полностью соответствует государственной стратегии
развития отросли производства БПЛА. Расширение линейки производимых БПЛА:
образовательные БПЛА, коптеры различной
грузоподъемности, БПЛА самолетного типа и VTOL БПЛА с разными типами двигателей,
применение различных полезных нагрузок и
создание программного обеспечения для управления всей системы в целом- задача
реализуемая нами.
Заключение
Таким
образом, переход от единичных беспилотников к интегрированным
программно-аппаратным экосистемам является качественным скачком в коммерческом
применении БПЛА. Такой подход позволяет создавать стандартизированные,
масштабируемые и безопасные решения, которые интегрируются в цифровые цепочки
создания стоимости бизнеса, открывая новые возможности для оптимизации,
автоматизации и создания инновационных продуктов и услуг.