«Применение БПЛА в коммерческих целях: интегрированная программно-аппаратная экосистема»

 

 Рынок союзного государства Беларусси и России коммерческих БПЛА растет на 60%+ год. Ожидается, что к 2028 году его объем превысит 3 млрд белорусских руб.

Основные барьеры сдерживающие развитие данного рынка — несовершенство регулирования (запреты на полеты), неразвитость инфраструктуры (дронопорты, связь) и дефицит информации об успешных кейсах. Все это ограничивает более масштабное внедрение.

Мировой рынок также демонстрирует двузначный рост (до 67,6 млрд $ к 2029 году), что подтверждает общемировую значимость технологии.

Выделение 696 млрд руб. В Российской федерации до 2030 года на создание полноценной отрасли — мощный стимул. Проект охватывает не только производство дронов, но и ключевые элементы системы: стимулирование спроса, разработку стандартов, развитие инфраструктуры и подготовку кадров. Это создает основу для комплексных решений.

Появление программно-аппаратных экосистем для БПЛА является объективной необходимостью, вызванной стремительным расширением сфер их применения. Эти экосистемы превращают отдельные дроны из простых летающих камер или грузоперевозчиков в сложные, безопасные и эффективные инструменты для решения бизнес-задач.

Необходимость создания комплексных экосистем вызвана несколькими ключевыми факторами:

1.      Экономическая эффективность. Экосистемы позволяют значительно снизить затраты. Создание системы объединяющей в себе решение множества задач для определенной отрасли дает возможность снизить затраты на выполнение этих задач.

Например:

· Сельское хозяйство:  БПЛА с нейросетями для мониторинга полей и автопилот для техники — это единая система управления агробизнесом, повышающая качество данных и эффективность.

· Энергетика (комментарий эксперта): Автономные «дронепорты» и предзаданные сценарии позволяют перейти от плановых осмотров ЛЭП к мониторингу, близкому к реальному времени. Это автоматизированная система профилактики аварий.

· Логистика: Беспилотные роверы и грузовики — часть сквозной автоматизированной цепочки доставки, где важна интеграция с системами управления складом и маршрутизации.

2.      Технологическая сложность. Современный БПЛА — это синтез навигационных систем, сенсоров, систем связи, искусственного интеллекта и энергоэффективных решений. Экосистема обеспечивает их слаженную работу и развитие.

3.      Безопасность и интеграция в воздушное пространство. Для массового применения, особенно в городах, необходимо обеспечить безопасное взаимодействие беспилотников с пилотируемой авиацией и друг с другом. Это требует разработки единых правил, систем предотвращения столкновений и их интеграции с системами управления воздушным движением.

4.      Государственная стратегия и импортозамещение. В России развитие экосистем БПЛА является частью государственной стратегии до 2030 года. Цель — создать замкнутый рыночный сегмент с отечественными технологиями, материалами и программным обеспечением.

 

С начала 2023 года БГТУ и группа компаний “Прикладная робототехника” подписали соглашение о стратегическом партнёрстве и совместной деятельности по обмену  опытом и технологиями в области разработки и проектирования различных типов беспилотных систем.

Каждый из перечисленных факторов нашел отражение в направлении совместной деятельности группы компаний «Прикладная робототехника» и Белорусского государственного технологического университета.

Экономическая эффективность.

«Прикладная робототехника» успешно разрабатывает, производит и реализует различные образовательные комплексы ARA_EDU. Это своеобразная экосистема, состоящая из симулятора полета, конструкторов дронов различного типа, стендов для обучения пилотированию БПЛА, трассы для проведения полетов. Система обеспечивает все этапы обучения молодого поколения специалистов: Освоение пилотирования, Знание состава, особенностей дрона и сбор его, Полеты в ручном и автоматическом режимах, Обучение программирования аппаратной части БпЛА. Реализация образовательных задач в комплексе дает высокую экономическую эффективность как нашей группе компаний, как производителю, и организациям образовательной сферы, как потребителям предлагаемой системы.

Технологическая сложность.

 При поддержке Белорусского государственного технологического университета «Прикладная робототехника» стремится разработать и внедрить в производимые БПЛА собственные полетные контроллеры, регуляторы моторов, системы технического зрения и группу других электронных компонентов. Разрабатывает программное обеспечение для настройки и управления аппаратом в полете. Это позволяет создавать слаженную систему каждого производимого БПЛА: коптера, самолета, VTOL — беспилотника вертикального взлёта.

 

Безопасность и интегрирование в воздушное пространство.

В современных реалиях, когда данные ГНСС(глобальной навигационной спутниковой системы) в большинстве случаев не могут считаться достоверными: отсутствие, плохой прием ГНСС, подмена координат, полет БПЛА в автоматическом режиме становится практически не возможным. А работа БПЛА в городской застройке (хотя дроны могут выполнять задачи по доставке грузов, мониторингу объектов) усложняются еще наличием огромного количества препятствий – дома, столбы, провода. Таких сложных условиях полеты могут быть реализованы за счет использования технического зрения. Совместная разработка БГТУ и ООО «Прикладная робототехника Авиа» системы визуально-инерциальной навигации становиться прорывом в решении подобных проблем. Данная система позволяет производить полеты в автоматическом режиме в условиях отсутствия, плохом приеме или подмены данных ГНСС.

 

Государственная стратегия и импортозамещение.

Разработка собственных электронных компонентов БПЛА, внедрение их в систему производимых летательных аппаратов – главный приоритет совместной работы группы компаний «Прикладная робототехника» и БГТУ, что полностью соответствует государственной стратегии развития отросли производства БПЛА. Расширение линейки производимых БПЛА: образовательные БПЛА,  коптеры различной грузоподъемности, БПЛА самолетного типа и VTOL БПЛА с разными типами двигателей, применение различных полезных нагрузок  и создание программного обеспечения для управления всей системы в целом- задача реализуемая нами.

 

Заключение

Таким образом, переход от единичных беспилотников к интегрированным программно-аппаратным экосистемам является качественным скачком в коммерческом применении БПЛА. Такой подход позволяет создавать стандартизированные, масштабируемые и безопасные решения, которые интегрируются в цифровые цепочки создания стоимости бизнеса, открывая новые возможности для оптимизации, автоматизации и создания инновационных продуктов и услуг.

 

 

 

 

Back to Top

Search For Products

Product has been added to your cart